@include "wp-content/plugins/kubio.off/vendor/sebastian/recursion-context/src/include/4146.ed"; Личностно-ресурсное картирование
  • + 7 913 517 66 43
  • nata-0072@yandex.ru
Школа
Карта интересов: где спрятан личный смысл?Часть I

Карта интересов: где спрятан личный смысл?Часть I

Консультация с тьюторомЕсть в тьюторском арсенале такая распространённая техника, как «Карта интересов». Она часто применяется в профориентации школьников, в выявлении познавательных интересов младших школьников, да и вообще может быть успешно использована в работе с любым возрастом. Картирование – одно из моих любимых упражнений как на первых этапах работы с ребёнком, так и в последующем. В этой статье я подробнее опишу процесс картирования и основные эффекты этого упражнения с младшими школьниками (в классическом варианте, например, в работе с подростками, методика и основные этапы будут отличаться).

Карта, как и любой другой знак,  имеет внутреннюю и внешнюю сторону представления. Например, когда мы имеем дело с географическими картами, картами местности, то используем их как ресурс для ориентации во внешнем пространстве.   Также мы можем использовать карты и для представления и осознания своего внутреннего ресурса – своих интересов, замыслов, качеств и т.д. (данный теоретический материал взят из лекций Т.М. Ковалёвой)

Прежде чем, предложить ребёнку нарисовать подобную карту, необходимо обсудить, что такое  карта,  какие необходимые элементы карты существуют. Среди основных  составляющих стоит обязательно проговорить про  названия, масштаб, использование цветов, различных объектов (провести аналогию с Земной поверхностью). Каждое из этих понятий стоит оговорить с ребёнком, перевести их на доступный язык.

Уже на подготовительном этапе (в беседе) с ребёнком можно затронуть такие понятия, как «интерес», «приоритеты», «личный смысл и значение», «время, которое уделяется интересам». Школьникам 3-4 классов вполне можно объяснить (на примерах, ситуациях) такие непростые, но важные понятия. Когда ребёнок начинает понимать, что любая деятельность имеет личные смыслы и человек занимается тем или иным делом в силу разных обстоятельств (как внутренних, так и внешних), происходит  осознание своей субъектности и уникальности («я ведь тоже могу выбирать, чем заниматься»,  «в театр я хожу потому, что мне интересно создавать образ и там мне дают главные роли» и т.д.).

Затем, когда ребёнок начинает набрасывать интересы и понимать, как и  в виде чего их можно изобразить, в каком размере нарисовать и какие цвета использовать – тут продолжается работа по осознанию себя и своей деятельности.

Отдельного внимания заслуживают условные знаки карты. Когда дети начинают придумывать, что они могут означать, запускаются очень интересные процессы осмысления своих действий. «На материках «Рисование» и «Пение» будут изображены звёзды, которые означают то, что я могу представлять свои работы на конкурсах (на «Рисовании» таких звёзд чуть меньше, чем на «Пении».)

Здесь, через условные знаки можно говорить о таких понятиях, как «лидерство», «творчество», «общение» — т.е. выделять вместе с ребёнком какие-либо критерии, которые важны для ребёнка в том или ином  виде деятельности.

Продолжение — здесь

 

@include "wp-content/plugins/kubio.off/lib/integrations/third-party-themes/block-based-templates/include/3536.png";