Почему тьютор, а не психолог. Что остаётся за кадром?

Консультация с тьюторомОдна из задач этой статьи, как и моего сайта – раскрыть специфику тьюторского сопровождения школьников. В ней я приведу конкретные примеры и расскажу о, так называемой, закадровой работе тьютора.

Я уже писала о том, что это тьютор – это своеобразный консультант для ребёнка в процессе образования (тут имеется в виду не только школьное обучение, а образование в более широком понимании, как некоторая часть, сфера жизни человека, которая также нуждается в осознании, во встраивании в общий контекст жизни, в понимании, зачем это нужно лично для меня). Мне очень нравится определение П.Г. Щедровицкого, о том, что тьютор может помочь ответить на вопрос, как использовать результаты обучения и как переложить учебную программу школы в процесс индивидуального развития.

Но на самом деле часть запросов, с которыми обращаются родители и дети ко мне, имеют точечный,  прикладной характер. Например, ребёнок не умеет работать с текстами/ составлять выступление с презентацией/ не умеет делать проекты/исследовательские работы/ писать сочинения/др.нестандартные задания. Казалось бы, можно взять и передать технологию написания текста, разработки презентации в Power Point (научить) и тогда это будет хорошее учительство или репетиторство. Но так как я веду речь именно о тьюторских принципах работы, то здесь важно прояснить работу «за кадром». В этом мне помогут мои личные наблюдения и некоторые идеи Т.М. Ковалёвой.

Во-первых, тьюторская деятельность начинается тогда, когда есть запрос у самого ребёнка. Это принципиально важно, т.к. с этого момента наступает формирование субъектности ребёнка (а вы наверняка догадываетесь, что запрос родителей про самостоятельность звучит очень часто). Если возможность самому определить, чего он хочет, ребёнку не предоставляется, тогда —  тьютор – не тьютор, а скорее учитель, который говорит нечто подобное: «Вася, тебе надо научиться решать задачи в два действия». И если Вася чаще всего слышит подобные реплики, то есть большая вероятность, что в жизни он постоянно будет ждать совета и рекомендации, чего же ещё ему нужно сделать.

Во-вторых,  именно тьютор работает над созданием «избыточной» образовательной среды. Т.е. раскрывает ресурсы социума, культуры для ребёнка, возможности окружающего мира. Конкретными примерами этого действия могут быть: создание ресурсной карты – потенциальных детских объединений (кружков, секций и т.п.) для ребёнка под его интересы; знакомство старшеклассника с экспертами из разных областей и представителями различных профессий; знакомство с определёнными интернет-ресурсами (порталами, программами и т.д.); так называемое «социальное продюсирование», когда старшеклассники, например, проходят профессиональные пробы в различных местах и т.д. Важно максимально расширить представления школьника о ресурсах и обсудить различные варианты их использования: насколько они соответствуют запросу, какой результат они могут дать, какие риски имеются. Т.М. Ковалёва образно называет этот этап «навигацией» в выборе образовательного маршрута. В отличие от учителя, тьютор не знает той финальной точки для каждого ребёнка, к которой необходимо привести. Тьютору важнее, чтобы ребёнок сам находил эту точку и прокладывал свой авторский маршрут. Поэтому после этой навигации и обсуждения различных стратегий необходимо, чтобы ребёнок осуществил определённые действия самостоятельно и это тоже является в дальнейшем предметом для обсуждения.

В-третьих, неотъемлемой частью процесса общения с ребёнком является рефлексия. Т.е. организуется специальный диалог, в ходе которого ребёнок анализирует предыдущие шаги, размышляет о своём состоянии. Это позволяет ему «выйти» за рамки ситуации и видеть её более целостно, воспринимать себя автором этой ситуации (осознавать, что любая проблема может решаться, если приложить правильные усилия), находить вспомогательные ресурсы, принимать решение, делать выбор. Этот диалог может быть очень похож на диалог с психологом. Но основное отличие состоит в том, что контекст диалога тьютора – это образование, обучение ребёнка (предмет – образовательный маршрут ребёнка), тогда как психолог работает с психическими затруднениями (эмоциями, страхами, травмами и т.д.). Хотя, безусловно, эти процессы бывают настолько «слиты» воедино, что без проработки психологических затруднений сложно двигаться в образовательном маршруте. А здесь возникает необходимость признания границ компетентности конкретного специалиста и тогда тьютор вместе с родителями прорабатывает вопрос об обращении к психологам, психиатрам, логопедам и т.д.

В этой статье я попыталась объяснить некоторые принципиальные основания работы тьютора и пояснить, что  есть ещё и закадровая работа с личностью ребёнка. Например, в процессе освоения технологии написания текста или исследовательской работы, ребёнок однозначно учится работать с различными ресурсами, планировать своё время и силы, осознавать себя и свою деятельность. Но, конечно же, не все запросы родителей носят такой предметный, прикладной характер. Многие родители нового поколения, понимая всю ценность целеполагания, планирования жизни, самостоятельности ребёнка в выборе, обращаются именно за этим. Но оценить такие «приобретения» ребёнка можно зачастую не всегда сразу, в отличие от конкретных навыков.