Моё тьюторство
Не смотря на то, что профессия «тьютор» существует с XIV века ( а в нашей стране официально в качестве профессии она была закреплена в 2008 году), далеко не каждый современный родитель понимает, кто такой тьютор и чем он занимается.
Моя история знакомства с тьюторством началась в университете, когда мне, будучи студенткой старших курсов, предложили (предварительно, конечно, проведя со мной пару выездных интенсивных школ) стать тьютором первокурсницы. Тогда я усвоила, что тьютор — это тот, кто:
- сопровождает идущего. Т.е. находится рядом с человеком, который осуществляет какую-то новую для себя деятельность (например, поступил в ВУЗ и учится на первом курсе или пошёл в школу), а не сам делает за него что-либо;
- не навязывает свои правила и нормы, а создаёт пространство для того, чтобы человек самостоятельно определил для себя свои ценности, вырабатывал свою картину мира;
- отличается от учителя и психолога тем, что в отличие от первого он не занимается вопросами взаимоотношений, страхов, тревог, и в отличии от второго, не даёт готовое знание, не учит, не воспитывает.
Тогда кто же такой тьютор? Тьютор— это педагог, который работает с индивидуальной образовательной историей ребёнка, выявляет его интересы, создаёт вместе с ним образовательное пространство с различного рода ресурсами, помогая выбирать из них те, которые соответствуют истинным потребностям и целям ребёнка.
Для меня тьюторство — оно про сопровождение человека в выборе…выборе профессии, курсов, профиля, школы, системы обучения, про обсуждение этого выбора, поиск оснований для выбора, обсуждение результатов этого выбора.
Поэтому в своей тьюторской практике я работаю чаще всего:
- с подростками, старшеклассниками, которые определяют своё дальнейшее образование, вуз, профессию
- со школьниками, которые осваивают виды деятельности, связанные с созданием своих проектов, исследовательских работ, бизнес-проектов
- с родителями, которые хотят выявить у своего школьника истинные интересы, подобрать для него кружки/секции, систему обучения.