Журналистика: профессия колоссальных возможностей, высоких целей и… серьезных опасностей

Гостевая статья. Профессия «журналист». Автор — Наталья Полякова.

Меня зовут Наталья Полякова, я — журналист со стажем более двадцати лет, живу и работаю в легендарном Волгограде-Сталинграде. Чтобы в мою любимую журналистику люди приходили работать осознанно, в 2015 году я создала авторский проект — Школу журналистики «Первая полоса». Теперь старшеклассники, студенты и просто желающие могут «примерить» эту профессию на себя и решить: подходит ли им «костюмчик» или они все же ошиблись, поддавшись иллюзиям?
Да-да, примерно с девяностых годов прошлого века, появилось стойкое убеждение, что журналистика — это отличный «карьерный» лифт. Сделал материал со «звездой» — тебя заметили; пообщался с депутатом — стал его помощником; посидел на планерке в администрации — губернатор теперь твой друг на веки-вечные. К сожалению, это не так.  На сегодня практическая журналистика поделилась на два «лагеря». Условно их можно обозначить как «обслуживающая» и «гражданская». 
Цель обслуживающей журналистики — пиар власти, администраций предприятий, структур бизнеса и прочих экономически стабильных учредителей, под крылом которых и находится на сегодня большинство российских действующих СМИ. 
Цель гражданской журналистики, как бы это высокопарно ни звучало, — воспитание нравственного, здорового, гуманного и свободного общества (или конкретного гражданина) через материалы журналиста и ценности, которые транслирует журналист как личность.
И если в первом случае журналист выступает чаще всего как информатор, то во втором — как лидер мнений, гражданский лидер и даже «светский священник», способный вдохновить и найти подход к любому.
Как думаете, эти две цели между обой конфликтуют? Еще как! А заложником этих конфликтов являются, понятное дело, живые эмоциональные журналисты. И отсюда другой подводный «камушек» этой профессии — опасность, граничащая со смертельным исходом. У журналистики почетное четвертое место в списке «рисковых» профессий, где впереди оказались только банкиры, телохранители и всяческие МЧС-ники. 
Начав трудиться в Волгограде в редакции крупного газетного концерна на излете девяностых, сейчас я прихожу к грустному выводу, что многие журналисты из той мощной творческой команды, даже будучи младше меня, уже навсегда ушли из этого мира. Думаете, все они погибли в «горячих» точках? Нет! Увлеченного и ответственного журналиста поджидают еще: многие страшные диагнозы; предательство и банальное одиночество. 
О чем еще хотелось бы предупредить? Ах, да, о «передозе» коммуникации, выгорании и личной жизни. Любого журналиста «кормят» его информаторы. И чем их больше, тем быстрее и качественнее журналист узнает, описывает и (о, чудо!) добивается решения проблемы. И если журналист не будет постоянно крутиться в этой «коммуникационной каше», то его информационная сеть сначала иссякнет, а потом и вовсе «пересохнет». Поэтому журналист обязан постоянно «дружить» и «поддруживать» с полезными, интересными, яркими, известными и прочими людьми. Через лет двадцать такого интенсивного общения происходит профессиональное «выгорание», то есть опустошение. Личность журналиста оказывается «выжата» другими чуть ли не досуха. Журналисту становятся не интересны люди, их проблемы, общество, страна и, возможно, он сам. А если добавить к этому, что в силу огромной энерго- и временной затратности многие журналисты «женаты» и «замужем» именно за своей профессией, то… Словом, создавайте творческие семьи, ребята! В журналистике именно семья становится убежищем и панацеей от большинства профессиональных перекосов. 
Теперь о хорошем, то есть о «плюшках» и «коврижках» этой безусловно интересной, творческой, яркой и такой притягательной профессии. 
Эта профессия развивает колоссальные коммуникационные навыки и смекалку. В день в среднем журналист общается с 50-100 людьми. И это не обязательно только герои его материалов, нет! Это та людская «база», которая дает знания, объясняет, подсказывает, критикует, восхищается и возмущается тем или другим творением автора. Представляете, если спортсмен делает сто упражнений в день? Это будет ощутимая нагрузка. А у журналиста ежедневно такая же, но коммуникационная. Но не всегда общение проходит легко и гладко. Где-то надо проявить чудеса смекалки и смелости, чтобы информацию «добыть». Поэтому любой журналист — это еще отличный психолог-практик и немного артист. Где не помогут знания, там возьмем эмпатией и харизмой! К слову, те ребята, которые приходят заниматься ко мне в Школу журналистики «Первая полоса», но в процессе вдруг обнаруживают, что журналистика — это ошибка, что они ошиблись дверью, чаще всего идут в «смежные» профессии: психология, актерское мастерство, режиссура или филология. 
К сильным сторонам этой профессии относится еще и то, что журналистика заставляет разбираться в куче разных вещей. Ведь надо уметь поддержать разговор с музыкантом, политиком, поэтом, врачом, актером, бизнесменом, министром или уборщицей тетей Машей. Но лучше разговор не просто кое-как поддерживать, а задавать интересные вопросы, из ответов на которые позже получится отличный материал. 
Журналист — это всегда активный и оптимистичный человек. Почему? Ну, личности с кислым выражением лица и невнятным голосом эксклюзивную информацию вряд ли дадут. 
Про то, что журналистика дает возможность путешествовать не знает только ленивый. Даже местные журналисты, чаще всего «запертые» в рамках своего региона, ездят в командировки в соседние области, а то и в столицу. А уж перед теми, кто работает в крупных городах, и вовсе весь мир открыт! 
Кроме того, журналистика является трамплином для очень многих профессий. Коммуникационный навыки, гибкость, целеустремленность, оптимизм и активность пригодятся потом в политике и бизнесе, в преподавательской деятельности и менеджменте, в психологии и даже той самой режиссуре или фотографии. А уж сколько журналистов потом «трансформируются» в писателей! 
Где можно обучиться этой супер-профессии? 
Я бы рекомендовала все-таки ведущие журфаки страны — МГУ, МГИМО, СПбГУ и… Воронежский госуниверситет, где находится третий по значимости российский факультет журналистики. Самым большим «затыком» при поступлении в эти альма-матер является творческий конкурс. Мало того, что его надо проходить на месте, еще и при подаче документов с абитуриентов требуют публикации, радиоэфиры либо теле-сюжеты как доказательство того, что Иван Брысь-Батарейкин из Брянска или Мария Телепузикова из Волгограда идут «на журналистику» осознанно и имеют к этой профессии недюжинный талант. 
Если же отправиться покорять столицы или ВГУ не получается, то можно осваивать журналистику и в местном вузе, а параллельно… работать. Понятное дело, что сначала вас возьмут исключительно как внештатного автора и будут отправлять на такие задания, куда «взрослые» журналисты ни ногой. Но… не Боги горшки обжигают! Постепенно, вращаясь в этой «редакционной каше», вы наработаете колоссальное мастерство, а заодно и надежное рабочее место, на котором вас будут ждать по окончанию вуза ну, просто с распростертыми объятиями. 
Есть еще один путь в журналистику — из любой другой профессии. Я, например, знаю журналистов, которые раньше работали инженерами, юристами, педагогами, врачами, экономистами, растениеводами и даже «подводниками». Эта профессия как никакая другая терпима к «новеньким». Здесь важно разбираться в «своей» теме, любить людей и слово. А уж где и как человек этому научился, в принципе, не важно. 
И напоследок! Журналист любого возраста немыслим без чтения. Поэтому читайте, господа хорошие, ежедневно. Чтение «нарабатывает» кругозор, эрудицию, «вкусный» и «сочный» язык, укрепляет в вечных человеческих ценностях и нравственных правилах. 
А зарисовка по книге — это простейшее творческое задание, с которого начинается наработка мастерства на журфаке (ред.)

 МГУ. Собственно, и у нас в Школе журналистики «Первая полоса» тоже. Поэтому если хотите попробовать — вэлкам! Заодно, полистав ленту новостей, и о журналистике узнаете в разы больше… 
https://vk.com/first_line_school?w=wall-43722719_2056.. 
https://vk.com/first_line_school?w=wall-43722719_1457.. 
https://vk.com/first_line_school?w=wall-43722719_941/.. 
https://vk.com/first_line_school?w=wall-43722719_2041..


Наталья Полякова, руководитель Школы журналистики «Первая полоса»