Рекомендации родителям «Как помочь школьнику выбрать профессию»

Консультация для родителей

 Рано или поздно в каждой семье, где подрастает школьник, возникает вопрос, связанный с выбором профессии. Причём до этого момента (осознанно или неосознанно) родители уже создавали то пространство, в котором у ребёнка формировалось отношение к работе и  труду в целом, к определённым профессиям, развивались интересы к той или иной области.  В этой статье мы не будем на этом подробно останавливаться (это тема отдельной статьи и даже книги).  Основная задача данной статьи – предложить несколько рекомендаций и приёмов, которые позволят вашему ребёнку сделать самостоятельный выбор профессии.

1)   Во-первых, помните про традиционную схему выбора профессии. Выбранная профессия должна быть интересна (в первую очередь), посильна и востребована на рынке труда. Но сводить выбор ребёнка только лишь к этой схеме не стоит, пусть она будет одним из проверочных приёмов, когда вы обсуждаете со школьником ту или иную профессию, анализируете её с какой — либо позиции. Вообще, полезно вести диалог, где вы с помощью различных вопросов настраиваете ребёнка на рассуждения, призываете его к самостоятельному анализу той или иной профессии. Например, «Как ты считаешь, будет ли эта профессия востребована через 5-7 лет? Попробуй обосновать»; «Какими качествами должен обладать представитель этой профессии?», «Как ты считаешь, какие качества помогут тебе качественно выполнять эту работу?» и т.д.

2)   Во-вторых, расширяйте представления ребёнка о различных профессиональных сферах. Вместе со своими знакомыми, друзьями, родственниками рассказывайте о различных профессиях, посещайте различные события, так или иначе связанные с этим (ярмарки, Дни открытых дверей, форумы и т.д.). Полезно бывает вместе проанализировать профессиограммы интересующих школьника профессий, просмотреть специализированные газетные издания, публикующие актуальные для вашего региона вакансии, в которых можно не только ознакомиться с перечнем профессий, но и подробнее изучить требования работодателей, а также уровень заработной платы конкретных специалистов.

3)   Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, программе. На сегодняшний день  многие образовательные учреждения (школы, межшкольные учебные комбинаты, учреждения дополнительного образования) внедряют различные проекты, позволяющие включаться в так называемые профессиональные пробы, в ходе которых учащиеся могут получить опыт той работы, которую они выбирают, и пытаются  определить, соответствует ли характер данной работы их способностям и умениям. С каждым годом всё большую популярность среди школьников приобретают дополнительные образовательные программы, которые реализуются в режиме интенсивных выездных школ по различным направлениям: правовое, агротехническое, гуманитарное, мультимедийное и т.п.  Участники подобных программ погружаются в интенсивную работу и обучение по интересующему направлению, что способствует как их профессиональному, так и личностному развитию.

4)    Создавайте такие ситуации, в которых школьник представлял бы себя в будущем. Как, например, по аналогии с новогодними праздниками, когда принято загадывать желания и писать письма Деду Морозу, вы можете придумать какой либо ритуал или развлечение в семейном кругу, когда каждый загадывает желания, связанные не столько с материальным миром, сколько с личностными качествами, которые хотел бы приобрести каждый член семьи, с теми занятиями, которыми в будущем хотел бы заниматься. Более эффективно, когда такие желания как – то оформляются – в виде рисунков, коллажей из вырезанных картинок и т.д. Ещё один приём, который часто используют психологи, связан с написанием самому себе писем в будущее, которые в последствие –  через год, два или более вскрываются.

5)    Сейчас большую популярность в социальных сетях приобрели различные виртуальные опросники, позволяющие выявить мнение людей о себе. Школьник может провести подобный опрос среди своих «друзей», кстати, в ряды которых входят не только его сверстники. Такими вопросами могут стать: «Что я умею хорошо делать, чем заниматься?; «Какими сильными качествами я обладаю?», «Какие профессии могут мне подойти?». Конечно же, как и в случае с тестированием, не стоит результаты опроса рассматривать как нечто незыблемое. На наш взгляд, окружающие люди могут дать дополнительную информацию о нас, то, что зачастую мы сами не замечаем и тем самым расширить представление о себе. Помимо этого, в социальных сетях на сегодняшний момент существует огромное количество зарегистрированных групп, в которых объединяются представители различных профессий и обсуждают особенности их деятельности, что также, несомненно, может быть полезно школьнику.

6)     Социальные сети сегодня насыщены огромным количеством медиа-продукции, в том числе фильмами на различные тематики, которые можно совместно просматривать со школьником. Но, конечно же, прежде следует тщательно изучить рецензии и отзывы к фильмам. Перечислим некоторые из тех, в которых затронута тема выбора, профессии, жизненного пути и ценностей: «В погоне за счастьем», «Трасса 60», «Форрест Гамп», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Общество мёртвых поэтов», «Вкус жизни» и др.  После просмотра следует узнать мнение ребёнка, поделиться своим, попытаться обратиться к затронутым темам выбора, проанализировать, как его делают герои фильмов.

 

Пусть выбор профессии станет совместным увлекательным процессом: для кого- то исследованием, для кого- то игрой или целым проектом. Главное здесь – показать механизм выбора и сделать его осознанным.