Выбор профессии. Как помочь?

Тема выбора профессии и профориентация  всегда были моими любимыми темами в работе со школьниками. С этим была связана (и по сей день, кстати) моя педагогическая практика,  про это были мои выпускные работы в университетах, мои публикации. Написано и исследовано в этой области учёными –психологами-педагогами уже достаточно много. Но в этой статье я хотела бы поделиться своим представлением о процессе профессионального самоопределения школьников и о тех психолого-педагогических ориентирах, которые позволяют мне более эффективно сопровождать ребят в проектировании  их послешкольной жизни.

Начну с того, что профессиональное самоопределение – это процесс, который связан с определённым уровнем личностного развития человека, его умением осознавать себя и наличием внутреннего намерения оказывать влияние на свою жизнь. Согласитесь, что мало таких школьников, которые на выпуске обладают подобными компетенциями. Мало у кого из них был опыт осознанного влияния на свою жизнь (когда намеренно выбрал что то, сделал и увидел, как это отразилось на его жизни, а потом  отрефлексировал и присвоил себе этот опыт). Как, например, на днях одиннадцатиклассница в группе, которую я веду, рассказывала, как она провела лето: уехала в другой город, устроилась сама на работу, выросла от кассира до администратора и заработала больше, чем её родители. Она чётко увидела эту закономерность – между своими действиями, выбором и результатом. Но таких ребят в моей практике немного, поэтому я и  пишу эту статью. Мне вообще кажется, что большинство школьников воспринимают свою жизнь как нечто оторванное от самого себя. Есть Я, есть мой круг знакомых, есть школа и интернет,  а есть ещё  какая- то жизнь, в которой нужно выбрать какую- то там профессию.

Сегодня лишь единицы школ находят в себе силы и ресурсы создать для ребят пространство, в котором школьники не только пробуют разные виды деятельности (соответствующие различным профессиональным областям), но и  сами делают выбор (я не говорю о тех случаях, когда  в школах благодаря ФГОС, дети начали выбирать хотя бы несколько предметов, я говорю о более масштабных подходах к выбору типа деятельности, инструментам проектирования своей жизни и т.д.),  затем с опытным взрослым обсуждают этот выбор  — т.е. как бы соединяют своё Я и своё ЖИЗНЕННОЕ движение, понимая, что это единый процесс, который полностью зависит от самого себя. Конечно, есть такие школы, и есть такие дети, у которых всё в порядке с профессиональным самоопределением и профориентацией, но в этой статье я пишу о других случаях.

Первые года два-три в работе со старшеклассниками я активно использовала классификации профессий, тесты и, так называемые, тренинги профессионального самоопределения. Ребятам было интересно, увлекательно, но не особо полезно, с точки зрения выбора профессии. Затем мы с коллегами начали кое- что понимать в индивидуализации, экспериментировать, модифицировать, объединять классические варианты с тьюторством, с арт-терапией и психологическим консультированием,  и появились результаты. Из этой практики к сегодняшнему дню я определила для себя несколько задач, которые решаю со школьником, обратившемся ко мне с вопросом выбора профессии.

  1. Создать среду, в которой  школьник узнаёт о себе и параллельно осваивает техники рефлексии и самопознания (какой я? чем интересуюсь? что от природы во мне заложено и может стать основой для успешной деятельности?).

И здесь на помощь приходят упражнения на самопознание, приёмы психологического консультирования, вопросные техники, поглаживания и приёмы повышения уверенности. Важно, чтобы школьник верил в себя.

  1. Научить формулировать запрос и ресурсно обеспечивать его и свой интерес (находить места, людей, информацию в интернете под свой запрос).

В этом я полностью опираюсь на философию тьюторства и индивидуализацию, на первых порах подсказывая школьнику эти ресурсы во вне (знакомлю с представителями профессий, иду вместе с ним в аптеку, если ему интересна фармацевтика, ищу места профессиональных проб, университеты и т.д.). Т.е. для каждого школьника составляется индивидуальный план поиска своей профессии, своего дела. Этот план крутится исключительно вокруг конкретного школьника, с его личным интересом, с его психологическими особенностями и реализуется в своём режиме, а не в режиме групповых занятий. Постепенно он перенимает те или иные приёмы работы с ресурсами, работы с информацией и уже самостоятельно себя ресурсно обеспечивает.

Встреча с менеджером по туризму

Экскурсия в туристическое агентство

 

Посещение аптеки

Экскурсия в аптеку

 

 

 

  1. Формировать у старшеклассников умение делать выбор, видеть перспективу своей будущей жизни и определять различные способы достижения запланированных результатов.

На самом деле эта задача отчасти связана и с предыдущей, но сюда можно добавить работу с образами, метафорами, арт-приёмами, которые позволяют принять ответственность за свою жизнь, понять, какими «картинками» хотелось бы насытить свою будущую жизнь.

Это некоторые из моих представлений о том, на чём может строиться профориентация. Ключевое здесь – индивидуализация процесса выбора профессии: от массового вождения школьников по экскурсиям на заводы и фронтального проведения тестов на склонность к тем или иным профессиям — к социальному продюсированию, выявлению уникальности и умению работать с ресурсами социума.