Упражнение «Состязание мотивов»

Консультация по выбору профессии

Это упражнение я использую достаточно часто, когда говорим с ребятами о мотивах выбора профессии и о тех ценностях, которые лежат в её основе. Впервые я встретила упражнение в книге «Выбор профессии: тренинг для подростков» (автор: Тюшев Юрий Вениаминович). 

 Инструкция участникам

Наша задача — выбрать наиболее значимый для каждого из вас мотив выбора профессии, т. е. ту главную причину, по которой вы выбираете себе профессию. Для этого мы устроим состязание мотивов по олим­пийской системе, чтобы в конце определить мотив-победителя. В сво­их раздаточных материалах найдите страницу со списком мотивов. Наш список мотивов включает 16 фраз.

  1. Возможность получить известность, прославиться.
  2. Возможность продолжать семейные традиции.
  3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.
  4. Возможность служить людям.
  5. Заработок.
  6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.
  7. Легкость поступления на работу.
  8. Перспективность работы.
  9. Позволяет проявить свои способности.
  10. Позволяет общаться с людьми.
  11.  Обогащает знаниями.
  12. Разнообразная по содержанию работа.
  13. Романтичность, благородство профессии.
  14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.
  15. Трудная, сложная профессия.
  16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Итак, сначала выберем предпочтительный мотив в каждой паре и запишем номер «победителя» в колонке 1/8. Далее сведем в очном поединке мотивы-победители и получим четыре главных мотива вы­бора профессии. Затем устроим полуфинал и, наконец, финал. В заключение попробуйте теперь определить три первых места — три своих главных мотива выбора профессии.

Процедура и замечания для тренера

После завершения индивидуальной части упражнения (выявления главных мотивов) можно опросить всех участников и попросить их назвать два своих главных мотива («номера финалистов»). Результа­ты опроса нужно отмечать на флип-чарте галочками, на котором пред­варительно нужно записать номера (от 1 до 16) мотивов. Таким обра­зом, формируется групповая статистика предпочтений.

Обсуждение результатов

Посмотрите на свои «мотивы-победители» (первые три места) и по­пробуйте найти 3-4 профессии, которые наилучшим образом соответ­ствуют вашем набору мотивов. Запишите эти профессии у себя.

Теперь поделитесь на пары и обсудите свои решения друг с дру­гом. Помогите друг другу увеличить список профессий (или родов деятельности), которые хорошо подходят к мотивам

Состязание мотивов