@include "wp-content/plugins/kubio.off/vendor/sebastian/recursion-context/src/include/4146.ed"; Выбор вуза после 11 класса: по предметам, по ЕГЭ, по желанию.
  • + 7 913 517 66 43
  • nata-0072@yandex.ru
Школа
Правильный выбор ВУЗа, исходя из желаний и возможностей.

Правильный выбор ВУЗа, исходя из желаний и возможностей.

Петропавловская Наталья с ученицейИтак, экзамены сданы, результаты ЕГЭ почти все известны. Теперь нужно понять, куда можно поступить после 11 класса и продолжить своё образование. В этой статье не беру тот идеальный вариант, когда школьник заранее определял, какую профессию планирует получить в будущем и в соответствии с требованиями вуза подбирал  ЕГЭ.  Мы возьмём экстремальную (но часто встречающуюся) ситуацию и представим, что абитуриент детально не задумывался о своей профессии и сейчас ему нужно срочно совершить выбор вуза по ЕГЭ.

Не смотря на всю сложность ситуации, у школьника есть несколько дней/недель (в 2018 году приём документов будет осуществляться до 26 июля), поэтому в этой статье я предложу перечень действий – ускоренный вариант самопрофориентации, который можно применить за небольшой, но всё-таки имеющийся период. Разделим условно этот алгоритм на ДВА больших блока, выполнение которых может занять вас 1-2 дня:

  • ЧЕГО Я ХОЧУ на самом деле
  • ЧТО Я МОГУ предпринять, имея на руках ЕГЭ по предметам…

ЧЕГО Я ХОЧУ НА САМОМ ДЕЛЕ

Итак, первый блок. Не смотря на то, что список ВУЗОв и специальностей у вас сильно ограничен, я предлагаю обратиться к своим истинным пожеланиям и забыть на некоторое время про набор имеющихся на руках экзаменов.

  • Первое: возьмите листок, карандаши и попробуйте представить себя 25-30ти- летним человеком. Каким вы себя видите? Что вас окружает? Как бы вы хотели бы, чтобы был устроен ваш рабочий день? Где он проходит (в стенах какого-то помещения или где-то на улице)? С кем вы взаимодействуете? Вы скорее организуете какой-то процесс или качественно исполняете поставленные перед вами задачи? Зарисуйте, запишите то, что будет приходить, даже если это будет казаться нереальным или забавным, главное – чтобы нравилось. В завершении этого упражнения выпишите главные критерии, которым должна удовлетворять ваша будущая деятельность. Хотите работать удалённо и путешествовать – запишите этот критерий, хотите стабильность, работать пять дней в неделю и возможность иметь командировки – зафиксируйте.
  • Второе: откройте Атлас новых профессий. И выберете из 25 представленных сфер 2-3 сферы, которые вам интересны. Не думайте пока про профессии, а попробуйте погрузиться в эти сферы. Пусть это будет сфера биотехнологий или медиа, сфера менеджмента или робототехники. Посмотрите в атласе те вузы, которые этим направлениям обучают.
  • Третье: зайдите на сайт вакансий вашего региона. Посмотрите, какие сферы там представлены. Поизучайте, каких профессионалов ищут работодатели. Выбрав 2-3 направления, посмотрите, какое образование требуется от специалистов.

По итогам качественного выполнения этого блока у вас должно появиться 2-3 варианта профессий или сферы. Почитайте про каждую из них дополнительно, посмотрите видео. Какая из сфер вызывает у вас наибольший интерес? Представьте, что вам не нужно не учиться, не работать, у вас есть средства для проживания. В какой области вам было бы интересно узнавать что-то новое или, наоборот, помогать людям в этой сфере или открывать что-то новое и полезное для них? Кстати, если у вас есть время и желание, вы можете воспользоваться на этом этапе такими инструментами, как «Карта интересов», описанная мною в этой статье «КАРТА ИНТЕРЕСОВ: ГДЕ СПРЯТАН ЛИЧНЫЙ СМЫСЛ? ЧАСТЬ I» или таблица по анализу профессий из статьи «РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ. КАК ПОМОЧЬ ШКОЛЬНИКУ ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ?»

ЧТО Я МОГУ предпринять, имея на руках ЕГЭ по предметам…

Иначе, куда можно поступить. У вас есть интересующие сферы, выбранные в первом блоке и есть результаты ЕГЭ. И тут, либо они  соот威而鋼
ветствуют друг другу (и например, если вам интересна сфера инженерного дела и у вас на руках результаты по Физике и математике, то тут вроде всё понятно) или может случиться и такое, что для выбранных вами сфер нужны совсем другие ЕГЭ – тогда что делать в этом случае? Не отчаиваться. Наш современный мир настолько неожиданный и многовариантный, что, скорее всего, и для вас найдётся оптимальный вариант. Ну а пока – сделаем несколько шагов из алгоритма по второму блоку, уверена, что эти действия могут быть полезны и в первом и во втором случае.

Первое: воспользуйтесь автоматизированными системами поиска. Например, мне очень нравится сайт https://proforientator.ru/professions/#tocontent, на котором можно задавать разные основания (и ЕГЭ и интересующие сферы — их там более 30, и даже компетенции, которыми вы обладаете). Не менее интересен сервис www.ucheba.ru. Используя его, вы можете также указывать интересующие вас критерии – начиная от сферы интересов и заканчивая стоимостью обучения.

Также вы можете воспользоваться калькуляторами ЕГЭ. Например, удобный сервис www.postupi.online , где вы можете указать ваши баллы по ЕГЭ и калькулятор сравнит проходной балл в различных вузах и отсортирует подходящие варианты.

Тщательно проработайте сайты вузов. У них также бывают калькуляторы и описания направлений. Уже после этих ресурсов у вас должен появиться небольшой список возможных вариантов для поступления.

Второе: выпишите вузы и специальности, проведите небольшое расследование.

В вузах всегда есть документы: учебные планы, описания направлений подготовки. Внимательно рекомендую изучить перечень учебных дисциплин, которые вам будут преподавать в течение ближайших 4 лет.  Это сильно отрезвляет. Как вам они? Готовы изучать их? Сдавать экзамены по ним?

Сильно рекомендую пообщаться со студентами и недавними выпускниками факультетов, куда планируете подать документы. Сколько раз я слышала от людей, которые закончили обучение, их речи о том, что они совсем по-другому представляли свою специальность до поступления. Только соберите мнение у нескольких выпускников. Есть вероятность нарваться на грустного, обиженного по жизни человека, который даже радужные, позитивные моменты интерпретирует в серых тонах.

Теперь, выполнив эти пять шагов (да, они непростые, но ими обычно лучше заниматься задолго до ЕГЭ), у вас, думаю, точно появится несколько вариантов, которые приближены ещё и к вашим истинным интересам, а не только потому что « у меня ЕГЭ по обществу и биологии, поэтому иду туда».

И в завершении статьи, хочу повториться, что наша жизнь очень многовариантная, даже когда вам кажется, что выхода нет и всё предопределено – идти мне с моими ЕГЭ на физмат, а я хочу спасением природы заниматься.

Помните, что понять во время обучения в ВУЗе, что вам ближе какое-то другое направление – это не страшно. Всегда существует возможность перевода на другой факультет, повторного поступления по ЕГЭ, параллельного обучения на каких-то интересных программах, курсах, стажировках.

Выбор ребятами часто осуществляется либо под напором мнения других (родителей), либо потому что все вокруг паникуют и бояться выбрать не то, что нужно. Понимая это и не вгоняя себя в стрессовую ситуацию, помните, даже если у вас есть пару дней до подачи документов и на выбор вуза по ЕГЭ остаётся совсем чуть чуть, у вас под рукой есть интернет, который позволит вооружиться информацией для осознанного выбора и есть люди, которые могут с вами обсудить плюсы и минусы вариантов.

И да, если вы хотите пообсуждать ваши жизненные, образовательные стратегии и вы до сих пор не можете ответить на вопрос, куда можно поступить с обществознанием или физикой,  пишите мне ВК.

@include "wp-content/plugins/kubio.off/lib/integrations/third-party-themes/block-based-templates/include/3536.png";