Выбор профессии. Со скольки лет начинать?

Консультация с тьютором. Выявление интересов

Выбор профессии — дело не одного дня. Часто родители задают вопросы: «Как подготовить ребёнка к выбору профессии?», «Со скольки лет начинать, чтобы потом не было поздно?»

В этой статье я кратко опишу те рекомендации, которые могут быть применимы к тому или иному возрасту детей в контексте подготовки их к будущей профессии.

Такую подготовку можно начинать ещё с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте закладывается база для формирования любопытства и трудолюбия. То, какие в семье есть ритуалы с домашними делами, насколько ребёнок включён в эти дела, чувствует ли он свою сопричастность — во многом определяет его отношение к труду в целом. С самого раннего детства  необходимо наблюдать за ребёнка в разных ситуациях, создавать эти ситуации для него, пусть они будут своеобразными «вызовами», с неопределёнными обстоятельствами.  Уже здесь родителям важно фиксировать особенности ребёнка, собирая по крупицам его поведенческие черты, особенности взаимодействия с другими.  Здесь же (да и на всех остальных этапах) ни в коем случае нельзя пренебрежительно относиться к его увлечениям, интересам.  Уверенность в своих силах, своих природных способностях — вот что важно обеспечить родителям для своего ребёнка.

Еще перед школой стоит с ребёнком начать изучать мир профессий и рассказывать о различных культурных, общественных, экономических аспектах нашей жизни, задавая ребёнку вопрос (и отвечая вместе с ним) — «а кто создал этот предмет?», «а почему поезда приходят в определённое время?», «кто готовит кашу в детском саду?» и т.д.

8-10 лет — это пор проб и, как говорит, известный психолог Ирина Млодик, пора «бродилок», когда важно создать для ребёнка это пространство, дать право на выбор и отказ от чего-то, обсуждать эти выборы, прислушиваясь к ребёнку. В этом возрасте уже можно обсуждать с ребёнком различные качества личности, интересы и связывать их с теми или иными видами профессиональной деятельности.

В этом возрасте можно начать рисовать «Карты интересов» — об этом я писала в предыдущих статьях здесь 

12-14 лет — пора практической деятельности, углубления в интересующие сферы. Это можно делать через исследовательские работы, социальные проекты, профильные лагеря. Здесь важно, чтобы у ребёнка появлялись некие продукты труда, результаты, подтверждающие его успех в той или иной области и становились базой для выбора профессии.

С 15 лет уже можно начать обсуждать будущее и простраивать «мостик» от того, что есть сейчас и куда можно прийти, обсуждать разные модели жизни, разные стратегии. Также родителями очень полезно рассказывать о том, как они выбирали профессию, своём пути , о тех профессиональных задачах, с которыми они сталкиваются на работе.

Особенно эффективно в этот период организовывать профессиональные пробы, знакомить с представителями профессий.

А здесь можно посмотреть небольшой репортаж, в котором я рассказываю о том, как подготовить ребёнка к выбору профессии?

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *