Выбор профессии. Пошаговая технология помощи

В этой статье опишу 4 шага, которые помогут школьнику определиться с будущим профессиональным направлением. Статья будет полезна как педагогам, так и родителям.  Основной запрос к тьютору от старших подростков — это, конечно же, как выбрать профессию. И поскольку один из важнейших принципов тьюторской деятельность — субъектность, нам важно организовать так процесс выбора, чтобы школьник сделал его самостоятельно.

Что лежит в основе технологии помощи?

  1. Выбор профессии — дело индивидуальное. Нет одинаково-эффективной для всех методики, которая бы в заданных условиях дала точный ответ на вопрос: «Кем быть?». Поэтому выбор профессии по отпечаткам пальцев и гороскопу — нам не подходит.
  2. Поскольку тьютор работает с индивидуальной образовательной программой, то по аналогии мы будем создавать со школьником его индивидуальную программу профессионального самоопределения. Т.е. школьник будет по кирпичикам собирать различные ресурсы, использовать их для того, чтобы ответить на свой ключевой вопрос.
  3. Чтобы что-то выбрать правильно, нужно вообще научиться выбирать. Не все школьники это умеют, поэтому в предложенной технологии мы не будем  давать готовых вариантов, а будем учить выбирать.

Теперь перейдём к самой технологии. Здесь опишу её кратко, а в видео, которое находится на странице ниже — даю более развёрнутую версию.

1 шаг: воссоздаём портрет себя

Итак, первое что нужно помочь школьнику сделать, так это — воссоздать собственный портрет. Какие имеются интересы? склонности? способности? сильные стороны личности? (желательно зафиксировать). На этом же этапе не запрещено использовать различные тестовые методики, но не как основное руководство к действию, а как повод -поразмышлять о себе. Например, у меня есть 2 простых теста, которые вы можете использовать.

2 шаг: ставим гипотезы

Среди множества профессий теперь необходимо выбрать 2-3, на которых будем тренироваться выбирать. Назовём их гипотезами. Например, гипотеза №1 — быть ли мне инженером, гипотеза №2 — быть ли мне журналистом. Гипотезы ставятся в соответствии с интересами школьника. Иногда он сразу придумывает эти варианты, в случае, если такие варианты не рождаются, обращаемся в Атлас новых профессий или другие справочники.

3 шаг: разрабатываем план проверки гипотез, реализуем его

Теперь гипотезы нужно проверить. Каждую из них. Проверять можно, используя следующие способы: почитать о профессии/посмотреть видео; задать вопросы представителю профессии; попробовать профессию на себе, посетить место, где работают представители этой профессии. В этой статье я описываю один из инструментов, который упростит процесс проверки и анализа гипотез.

4 этап: делаем выводы

Этап очень важный, и по большому счёту, он идёт практически параллельно третьему. Сделали пробу — обсудили со школьником — что понравилось, не понравилось. Почитали о профессии — спросите: а какие плюсы/ минусы есть в этой профессии. Выполняя последовательно запланированные действия по проверке гипотез, от каких-то школьник сам откажется, а какие то перейдут в категорию — возможных вариантов будущего.

Отзывы ребят и их родителей по результатам нашей совместной работы над проверкой гипотез, можно почитать здесь

Более подробное видео, в котором я рассказываю о пошаговой технологии помощи в выборе профессии, здесь 

 

Выбор профессии