Учитель-предметник в позиции тьютора

Часто о тьюторстве задают вопросы учителя -предметники, педагоги дополнительного образования, которые ведут какой-либо курс, реализуют образовательную программу: «у нас нет тьютора в школе, но индивидуализацию планируем организовать, как поступить?». Не обязательно каждому получать ещё один диплом, чтобы стать тьютором (но на всякий случай здесь я описываю особенности тьюторской подготовки), а как вариант профессионального развития можно рассмотреть возможность формирования тьюторской компетентности у педагога-предметника.

Предметное тьюторство

В этой статье я опишу одну из моделей тьюторского сопровождения, так называемое «предметное тьюторство», которое не предполагает перехода в должность тьютора, но может быть взято на вооружение многими образовательными организациями и учителями-предметниками, для которых важен предметный результат (математика, рисование,физкультура…да всё что угодно), в рамках которого, в свою очередь, можно осуществить индивидуализацию.

Итак, специфика работы такого  тьютора (педагога, учителя с тьюторской компетентностью) состоит в том, что он работает на предметном материале, имея дело с определённой научной областью. Чтобы разобраться, как организовать тьюторское сопровождение внутри предмета, давайте вспомним один из возможных алгоритмов тьюторской деятельности:

Этапы тьюторского сопровождения

1. Выявить и зафиксировать совместно с обучающимся его образовательные интересы (дефициты).

В данном случае этом могут быть интересы внутри предмета, на стыке вашего предмета с другими областями или, если дети постарше, то вполне можно говорить о тех дефицитах, которые ребёнок обнаруживает в рамках каких-то тем предмета. Для того, чтобы их обнаружить (важно, чтобы это ребёнок, а не вы это сделали), можно предложить опросник, образовательное событие, творческую деятельность — всё, что угодно, что может позволить школьнику задуматься о том, что ещё ему интересно в рамках вашего курса или же, какие из тем ему не очень понятны. 

2. Определить с обучающимся перечень возможных образовательных ресурсов для его индивидуальной образовательной программы.

Вы, как представитель предметной области, наверняка очень хорошо ориентируетесь в различных образовательных ресурсах, позволяющих её осваивать (приложения, другие программы, учебники, справочники, видео-материалы и т.д.). И если на уроке вы скорее всего предлагаете для всех один и тот же учебник, то организуя тьюторское сопровождение, вы точно выходите за рамки своей программы, предлагая альтернативные источники. Поэтому создавать ресурсную карту вы можете с учениками, ориентируясь именно на различные (порой, самые неожиданные) ресурсы, обеспечивающие изучение вашего предмета. Об одном из вариантов использования картирования в тьюторской практике я писала здесь.
3. Организовать пространство для выбора обучающимся необходимых ресурсов, сроков и порядка их использования.

Здесь идёт речь о выборе из предложенных ресурсов тех, которые будет использовать конкретный ребёнок, имеющий определённые особенности восприятия, интересы, личностные характеристики. Здесь как раз-таки и начинается планирование определённых действий в рамках индивидуального образовательного маршрута в предмете. Кстати, стоит отметить, что самоопределение учащегося происходит не только по отношению к тем или иным образовательным ресурсам (какую книгу почитать, в каком конкурсе принять участие, что активно обсуждается с тьютором), но и относительно различных видов деятельности (я буду исследовать, проектировать или творить?), форм контроля, видов продукта, форм работы (» с кем и как я буду осваивать эту тему: один, с соседом по парте, в группе?»). Помните, про один из важнейших принципов тьюторского сопровождения — вариативность. 

4. Осуществить сопровождение обучающегося при реализации запланированных действий.

Как и в других форматах тьюторского сопровождения, на этом этапе учителям рекомендуется отойти от учащегося и максимально обращаться к нему исходя из поступающих запросов ребёнка, где-то корректируя маршрут, где-то рефлексируя движение, ориентируя ещё на какие-либо ресурсы. 

5. Организовать с обучающимся обсуждение процесса, результата и перспектив его индивидуальной образовательной программы.

Завершающий этап —  я бы порекомендовала подумать, в рамках какой площадки, предметного события школьник может презентовать своё образовательное движение. И, кстати, неотъемлемой частью образовательного движения должен стать какой-то продукт…будь то проект, презентация. Главное, чтобы была некоторая площадка с обратной связью и свидетелями.

Самое главное для педагога с тьюторской компетентностью

Иными словами, если обобщить этот алгоритм, то главная задача учителя, педагога с тьюторской компетентностью — ухватить предметный интерес учащегося, дать возможность реализовать некоторую пробу в данной предметной области (творческая работа, олимпиада, проект, исследовательская работа и т.п.), а также организовать обратную связь, которая позволит учащемуся осознать свой индивидуальный путь (дать при этом, возможно, некоторое экспертное заключение по поводу предмета). Именно в этом варианте тьюторства важно говорить про личные смыслы в данном предмете («а зачем тебе ИЗО (в контексте всего твоего образования)?», «какой результат ты хотел бы получить, изучая физику?» и т.п.), про свой маршрут освоения (отличный от предложенного учителя), про свои результаты, которые может обозначать ребёнок (не смотря на то, что учителя есть единый для всего класса результат,а  вдруг есть такой ребёнок, который в рамках вашего предмета желает претендовать на результат другого масштаба).

Здесь тьютор также работает с индивидуальной образовательной программой или индивидуальным учебным планом, но в рамках своего предмета. Алгоритм сопровождения может быть использован иной, видоизменён, но ключевым остаётся принцип индивидуализации.

 

Тьюторская консультация

Кстати, не забывайте подписываться на мою группу Вконтакте, в ней три раза в неделю выходят посты о моей тьюторской практике.