Рабочий инструмент. Как помочь школьнику выбрать профессию?
В этой статье я расскажу об одном из инструментов, который регулярно использую в своей практике, помогая школьникам выбирать профессию.
В одной из статей я писала о том, что тьюторское сопровождение выбора профессии имеет свои принципиальные отличия от классической профориентации или психологической консультации. Подробнее об этом здесь.
Ключевое отличие в том, что тьютор помогает разработать и реализовать школьнику свою индивидуальную образовательную программу (или в данном случае — индивидуальную программу профессионального самоопределения). В программу могут входить самые разнообразные ресурсы, участие в каких-либо событиях, которые продвигают школьника в понимании «кем я хочу быть?». Иногда бывает и такое, что в школьник выбирает из нескольких профессий, тестирует разные «гипотезы» и для того, чтобы после той или иной пробы, после просмотра какого-то видео-источника или встречи -интервью у тьюторанта не терялось какое-то новое знание, информация, осознание себя…некое представление о той или иной профессии, важно эти моменты фиксировать. Для кого-то это может быть портфолио процесса, для кого-то файл. А для некоторых моих ребят подходит такой формат, как таблица, в которой расположены основные «гипотезы — профессии» и некоторые критерии к ним:
- режим труда, график
- представленность на рынке труда (наличие вакансий, перспективы в будущем)
- необходимые качества личности
- должностные обязанности и т.д.
Фиксируя после того или иного события эти элементы, школьник получает некую общую картину и затем может оценить их с точки зрения: «нравится — не нравится», «хочу ли я в будущем такой график», «готов ли я выполнять эти должностные обязанности» и т.д. Возникает некое визуальное пространство всей полученной информации, которое намного проще анализировать, обсуждать в рамках консультации, чем, например, разрозненные листочки или вообще «мысли в голове».
Если таблицу вести в гугл-формах (что даёт возможность иметь одновременный доступ), в формате exel, придумать систему оценки (с автоматическим подсчётом), то это может стать ещё одним материалом для обсуждения, инструментом и неким артефактом прохождения индивидуального пути профессионального самоопределения конкретного школьника.