Принципы моей практики

Консультация с тьюторомВ этой статье хочу подробнее остановится на некоторых принципах моей деятельности, потому как эта информация может помочь родителям сделать  выбор и понять, пересекаются ли их ценности и представления о педагогическом процессе  с моими представлениями.

  1. ДИАЛОГ

Любая встреча/занятие с ребёнком для меня – это, в первую очередь, диалог. Я уделяю достаточно много времени тому, чтобы понять в беседе особенности ребёнка, его интересы. Мне в равной степени важно как то, чтобы ребёнок проговаривал свои переживания, говорил о своих желаниях, так и раскрытие с моей стороны чувств и эмоций, возникающих в процессе нашего взаимодействия. И если для психологов это вполне естественный и очевидный процесс, то для педагогической среды – это редкость: дети искренне удивляются такому явлению. Я же – считаю, что  без этого диалога на равных невозможно привести человека к позитивным изменениям.

  1. КАЖДЫЙ ТАЛАНТЛИВ И УНИКАЛЕН

Это вообще мой ключевой постулат. К нему я пришла, конечно же, не сразу. Этому серьёзно поспособствовали различные теории в области психологии и педагогики, а также личная практика. Я поняла такую вещь: в каждом из нас заложена потенциальная ценность, которая, конечно, так может и остаться потенциальной. Но я искренне верю в то, что даже если ребёнок не успешен в учёбе, если его учителя называют неспособным и вообще, если он самый ленивый ученик школы, по мнению большинства,  – я всё равно останусь при своём мнении. Всегда сложнее создать для ребёнка соответствующую среду для развития и выявления потенциала, нежели чем навешать ярлыков и диагнозов. При том, что такие подобные школьные диагнозы по отдельным предметам  или в целом, касающиеся поведения, воспринимаются ребёнком так, будто это жизненный диагноз, влияющий на его успешность в целом. Но вы же понимаете, что как только в ребёнке рассмотрят его уникальность, его сильные стороны, и как только он сам осознает их – развитие станет неизбежным.

  1. КАЖДОМУ — СВОЁ

В продолжении предыдущего пункта скажу, что опираясь на свои особенности, на свою уникальность, человек ещё ведь может и выбирать своё образование – чему он будет учиться, как он будет учиться. Конечно, в современной школе, этот тезис пока только начинает находить своё место, и я не знаю, насколько это всё реально в нашей стране (особенно с ЕГЭ). Но уже то, что появилось такое понятие, как индивидуальные образовательные программы,  даёт некую надежду на то, что человек сможет выбирать предметы, сможет сам расставлять приоритеты. Ведь совершенно не обязательно знать все школьные предметы на «отлично» или  «хорошо». Ох, помню я, когда пришла в вуз, по ощущениям было похоже, что мне развязали руки, когда там не оказалось физики, информатики и т.п. И я будто всей своей сущностью, каждой клеточкой погрузилась в то, что «моё» — психология, педагогика и другие гуманитарные предметы.

Безусловно, я понимаю значимость математики, русского языка, истории для растущего ребёнка. Но когда это становится «всея Руси», когда от этого зависит твоё поступление в вуз, отношение к тебе учителей, родителей – вот  с этим мне сложнее смириться. Я считаю, что повезло тем детям, чьи родители достаточно лояльно (я не говорю о попустительстве) относятся к школьным отметкам.

И ещё, в  дополнении, я чётко осознаю, что не каждый ребёнок готов выбирать и разрабатывать свою индивидуальную программу: мы же изначально не научили этому детей, когда зАдали готовый и единый для всех путь освоения.

  1. ЖИЗЕНЕОРИЕНТИРОВАНИЕ И ПОИСК РЕСУРСОВ

Научить ориентироваться в своей жизни – понимать чего хочешь, куда можешь, кто и что может помочь – вот это очень интересная вещь в педагогике (тьюторстве). Согласитесь, никому не помешает? Чтобы в жизни сориентироваться, полезно сначала в себе разобраться – принять свои сильные и слабые стороны,  затем понять, нужна ли тебе углубленная математика и для чего, какие возможности может дать гуманитарный факультет и т.д. Радуюсь, когда старшеклассники имеют профессиональную мечту и более-менее реально видят задачи для её реализации: пусть немного недооценивают, приукрашают – это свойственно возрасту, со временем и опытом многое поймётся и встанет на свои места. А вот когда в 11 классе начинается судорожное прохождение профориентационных тестов, тут уже сложнее. Если кратко обозначить, то для меня в образовании (с первого класса, с пелёнок даже) важно взращивание в человеке его субъектности, а именно вот таких зарисовок:  «это моя жизнь, я отвечаю за то, что в ней происходит», «в жизни всегда есть множество вариантов и я умею выбирать», «я знаю, чего я хочу и могу найти ресурсы для осуществления своих желаний». Поэтому любое моё занятие с ребёнком оно про субъектность, про осознание своих желаний, про ответственность за свои действия. Естественно, я понимаю, что в каждом возрасте свои полезные приращения, что свойственно шестикласснику не свойственно первокласснику и я чётко осознаю, что когда подросток, не приняв ответственность, говорит родителям «это моя жизнь и я вправе сам решать, что делать» — это тоже психолого-педагогическая ситуация, требующая не аплодисментов, а особой работы; с другой стороны, я понимаю, что некоторые родители не готовы принять в школьнике самостоятельного  человека. Вообще, есть масса нюансов этой самой формирующейся субъектности человека, но момент общего контекста своей жизни при изучении любого школьного предмета я держу. Предмет для меня – это чаще всего средство, материал, на основе которого формируются полезные вещи, о которых я писала выше (и в том числе, умение распределять время, умение вычленять нужную информацию, расставлять приоритеты и т.п.). И здесь, наверное, становится понятным, почему тьютору не обязательно знать все предметы, чтобы успешно работать с ребёнком.