Из чего состоит умение учиться. Расшифровываем ФГОС
С первого дня моей педагогической практики мне было интересно работать не столько с передачей конкретных знаний по предметам, сколько с общеучебными умениями: чтобы ребёнок мог ставить цель, распределять своё время, умел работать с информацией и представлять свой опыт. Сегодня я продолжаю развивать в детях умение учиться, с той лишь разницей, что теперь, благодаря ФГОС НОО, для этого есть своё название – метапредметные результататы (УУД — универсальные учебные действия) – т.е. это некоторая база, которая не только в дальнейшем определяет успешность освоения любых предметов в школе, но и переносится в другие жизненные ситуации человека (профессиональная деятельность, университет, управление своей жизнью).
В соответствии с ФГОС существует четыре вида УУД: регулятивные, личностные, коммуникативные, и познавательные.
«Регулятивные действия обеспечивают обучающимся способность организовывать свою учебно-познавательную деятельность».
Это значит, что через учебный материал и различные методы работы, ребёнка необходимо обучать постановке цели и её удержанию, планированию своей деятельности, оцениванию результатов и анализу своего эмоционального состояния.
Пожалуй, это одно из моих любимых направлений работы. Именно с этого я начинала в 2008 году работу с подростками, когда мы создавали социальные проекты и акции. Не смотря на то, что сегодня слово «цель» пестрит на каждой второй странице различных сайтов, это реально очень классное содержание образования, которое позволяет ребёнку концентрироваться на результате, прояснять личные смыслы в учёбе и многое другое.
«Познавательные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации».
В этом контексте важно познакомить ребёнка с различными способами познания и получения информации, т.е. показать, что такое опыты и эксперименты, объяснить, зачем необходимы схемы, таблицы, модели, научить сравнивать, находить информацию, выделять общее и частное, устанавливать причинно-следственные связи, презентовать полученную информацию, обсуждать проблемные вопросы.
Конечно, идеально в этом смысле подходят различного рода исследовательские работы, которые становятся неотъемлемой частью учёбы школьника начальных классов. Существует целая (продолжительная, трудоёмкая) технология сопровождения ребёнка в этом процессе. Подобное исследование может д犀利士
литься от месяца до года. Многие родители обращаются именно с этим вопросом: как поставить цель научно-исследовательской работы, что такое гипотеза, как провести соц.опрос и многое другое.
«Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации».
Здесь речь идёт не только об эффективных навыках общения (как задать вопрос? как попросить помощи? как выразить свои чувства?), но и об умениях работать с текстами, составлять план, выделять главное, писать сочинения.
В формировании коммуникативных УУД мне, безусловно, помогает подготовка в области практической психологии. Например, готовясь с ребёнком к школьной научно-практической конференции, мы параллельно отрабатываем способы установления контакта с людьми, элементы ораторского искусства, учимся задавать вопросы и др.
«Личностные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира».
В большей степени эти действия связаны с такими понятиями, как: добро и зло, правда и ложь, патриотизм, этика поведения и другие категории, которые обычно у нас ассоциируются с воспитательной работой и формированием мировоззрения ребёнка.
Для этого подходят абсолютно любые ситуации, с которыми сталкивается ребёнок в школе, на улице, дома. Но, конечно же, беседы в формате «Нужно поступать добросовестно и уважать окружающих» не всегда эффективны, поэтому здесь на помощь приходят разнообразные арт-терапевтические и игровые методы работы.